Главная » 2013 » Ноябрь » 22 » Инвестиции в современное искусство
21:31
Инвестиции в современное искусство
Инвестиции в современное искусство иногда приносят до 100–300 % годовых. Правда, если ошибиться в выборе художника, можно потерять все вложенные деньги. Но если тщательно изучить арт-рынок и расширить горизонт инвестирования до 2–10 лет, то можно избежать ошибок и получить бешеную прибыль. Рискнем?


Во-первых, это красиво

Вот хрестоматийный пример: в XIX веке фабрикант Сергей Щукин первым начал скупать картины никому неизвестных тогда импрессионистов. Спустя годы на арт-рынке грянул «бум» импрессионизма, и скупленные Щукиным картины начали дорожать. Сейчас, когда имена Пикассо и Матисса знает каждый школьник, его коллекция уже оценивается в $3 млрд. С точки зрения инвестирования средств в искусство, опыт Щукина считается бесценным. Еще бы! Ведь все, что потребовалось для получения прибыли — это интуиция, безупречный вкус и время.

В Украине непризнанных Пикассо пока немного. Но за последние несколько лет картины и фотоработы современных художников, по оценке экспертов, подорожали на 100–300 % и продолжают расти в цене. Например, скульптуры Олега Пинчука в середине 90-х стоили $200–300, а сегодня — от $12 тыс. Такой стремительный рост популярности поставил арт-вложения в один ряд с инвестициями в недвижимость, банковские депозиты и ИСИ. Правда, «порог» вхождения на арт-рынок достаточно высок. Например, если заниматься только инвестициями в искусство, нужно сформировать коллекцию из не менее чем пяти работ разных художников, стоимостью не менее $800–1000. При этом львиную долю средств финансисты советуют тратить на работы художников с мировым именем, чьи работы стоят от $2000–4000 и лишь 10–20 % отдавать непризнанным гениям. Если же говорить о серьезных вложениях (например, в западных художников), то с суммой менее $50 тыс. арт-инвестору делать просто нечего.

Почем искусство?

Предметов, которые можно отнести к категории «современного и актуального», — несчетное множество. Начиная от глиняных тарелок с Андреевского спуска и до памятников, строящихся за счет государства или меценатов. Однако мы остановимся на двух из них — картинах и фотографиях. Почему на них? Да потому, что именно эти предметы современного искусства наиболее доступны и ликвидны. По мнению директора галереи PinchukArtCentre Дмитрия Логвина, именно они могли бы претендовать на звание самой выгодной инвестиции. «Я не хочу обидеть скульпторов или других творцов, однако именно репродукции фотографий и картины покупаются чаще всего», — говорит эксперт.

По оценке профессиональных скупщиков живописи, сейчас самое время для пополнения своих коллекций. Стоимость картин современных украинских творцов относительно невелика — от $100 до $10 тыс. По словам одной из популярнейших киевских художниц Евгении Гапчинской, такие цены не идут ни в какое сравнение с мировыми. «За границей картины могут стоить до нескольких миллионов долларов», — рассказывает она. Работа одного уровня качества, например, немца или грека, будет оценена в $20 тыс., а украинца или россиянина — в 2–5 раз дешевле. Художница отмечает, что в Украине пока нет картин, стоимость которых достигла бы миллиона долларов, однако не исключает возможности их появления в будущем. Что касается фотографий, то их цена колеблется в пределах от $200 до $2000. Хотя, по оценке совладельца галереи L-art Евгения Березницкого, в мире цена снимков, представляющих коллекционную ценность, колеблется в пределах $1–100 тыс.

Приобретать работы мастеров кисти или объектива можно в галереях современного искусства, аукционных домах, либо по «цене изготовителя» — прямо в мастерской художника. Так будет дешевле, ведь в цену не будут заложены заработки посредников. Кстати, практика, когда автор продает свою работу за $1 тыс. в галерее, а у себя в мастерской — за $300, очень распространена.

Как долго держать?

Инвестиции в искусство напоминают покупку акций. Они столь же рискованны (как можно предвидеть обвал акций или провал модного художника?) и работают по тому же принципу. Покупать «искусство» нужно, по возможности, дешево, а продавать — на самом пике популярности художника или скульптора по максимальной цене. Однако, в отличие от акций, картины менее ликвидны и больше подходят для долгосрочных вложений. Кстати, ликвидность, как и цену картины или фотоработы, определяет исключительно популярность и перспективность автора. Известны примеры, когда признанные другими художниками мастера не могли продать свои работы никому, кроме как своим коллегам или друзьям. Увы, чем чаще появляется имя автора в СМИ и на выставках, чем больше знаменитостей становятся обладателями его работ, тем больше «условных единиц» будут стоить сами предметы. А качество, как говорится, вторично.

«Когда мой знакомый художник проводит очередную выставку, я громко радуюсь и морально поддерживаю его в этих начинаниях. Почему? Потому что купленные у него 5–7 лет назад три картины с каждой выставкой дорожают процентов на 10–15. Думаю, сегодня они стоят примерно втрое-вчетверо дороже, чем тогда, когда я их покупал», — радуется непрофессиональный коллекционер Александр, вложивший в свое время в работы приятеля около $900.

Нужно понимать, что, купив творение художника или фотографа сегодня, вряд ли удастся продать его через неделю (или даже через год!) втридорога. Так что, вложение средств в искусство — это инвестиции для терпеливых. Чтобы быть полностью уверенным в их реальной доходности, стоит запастись терпением, как минимум, лет на 20. Речь в данном случае идет о капиталовложениях, исчисляемых десятками или сотнями тысяч долларов. Если же финансовые возможности инвестора ограничены, можно попробовать вложиться на 2–5 лет. Например, картина «Пирожок» кисти Евгении Гапчинской сперва выставлялась по цене не более $500. Спустя всего пять лет (когда художница уже стала популярной) «Пирожок» переехал в дом Евгении, и один из гостей предложил за него $9 тыс.

Приобретая произведение искусства с целью его дальнейшей перепродажи, арт-инвестор, мечтая о виртуальных процентах, должен учесть не только цену самой работы, но и все сопутствующие издержки. Во-первых, придется заплатить комиссионные за работу консультанту и арт-дилеру. В среднем комиссия составляет до 10 % стоимости произведения, однако ее размер может варьироваться. Это зависит и от суммы сделки, и от достигнутого уровня взаимоотношений. Далее следуют траты на хранение. Самое дорогостоящее удовольствие — поместить предмет искусства в специальное банковское хранилище с особым температурным режимом. Дешевле обойдется аренда у того же банка сейфовой ячейки увеличенного размера. Этот вариант подойдет для современных полотен, которые не требуют особых условий содержания. Если размеры приобретенного предмета искусства невелики, то можно воспользоваться и обычной банковской ячейкой. Коллекционеру этот вариант обойдется дешевле всего. Ведь стоимость страховки картины, хранящейся дома, может достигать 5–10 % цены работы в год. Отдельных налогов, которыми бы облагался покупатель дорогих картин, в Украине не существует. Налог на доходы (15 %) обязан платить сам художник, продавший картину, или собственник, решившийся с ней расстаться. В Европе, кстати, покупатели картин платят не только налог при покупке, но и налог на роскошь, в который включается и стоимость сохраняемых картин. Таким образом, чем больше коллекция, тем больше придется заплатить государству.

Как не прогореть?

Чтобы уменьшить свои финансовые риски, нужно уметь понимать, творчество каких современных художников не подведет арт-инвестора. Основной принцип ясен: приобретать перспективные вещи высокого качества, желательно, подлинники. Если на руках нет официальной экспертизы подлинности картины (в том случае, если работа покупается прямо в мастерской), то доказать ее подлинность будет довольно дорого. В галереях при покупке произведения искусства обычно выдают сертификат, в котором указаны имя автора или фотографа, название работы и цена, по которой она была куплена. При покупке фотографии желательно озаботиться тем, чтобы выкупить и негатив. Хотя сейчас в основном происходит торговля репродукциями фотографий. Поэтому в паспорте таких работ будет указано общее количество репродукций и где находится негатив. По словам Евгения Березницкого из L-art, поскольку стоимость репродукций гораздо ниже, чем версия с негативом, то чаще покупаются именно репродукции. Следует отметить, что предметы современного искусства не принимаются как залог в банках. Так, например, в банке «Аваль» рассказали, что залогом может выступить только антиквариат, да и то, имеющий «на руках» все подтверждающие документы. Такой же политики придерживаются все крупные отечественные банки. Тем не менее, далеко не все приобретают предметы искусства с целью их дальнейшей перепродажи. Многие совершают подобные вложения скорее для души, не особо рассчитывая на конкретные цифры дохода. «Печально, но факт: реально инвестиции в искусство дают результаты тогда, когда они уже не принесут прибыли ни покупателям, ни производителям «духовной пищи». Можно пытаться вкладывать деньги в искусство, но сама сопричастность к искусству носит мистический характер, поэтому лучше всего его любить, ценить, покупать, пытаться понять и ... тогда, быть может, оно отплатит Вам, создавая комфорт, удовольствие, имидж и вернет деньги Вашим потомкам», — считает, например, художник Михаил Николаев. А упомянутый ранее коллекционер-любитель Александр настаивает на том, что лицезрение созвучных его образу мышления картин принесло за время обладания ими такую массу ощущений и пользу душевному здоровью, что одним только этим обстоятельством можно оправдать понесенные расходы.

Алло! Мы ищем таланты!

Есть целый ряд факторов, которые автоматически указывают на то, что работы художника могут стать достойным объектом инвестирования. Во-первых, это интерес мировых музеев к творчеству того или иного художника. Если автор экспонирует свои работы в отечественных и зарубежных храмах искусств, можете возлагать на него высокопроцентные надежды. Работы мастера будут только расти в цене. Если же при этом спонсором показов выступает серьезный банк или финансовое учреждение, то это означает, что художник моден как никогда. Во-вторых, это признание таланта и художественной ценности творений художника авторитетными СМИ и интерес к коллекциям со стороны арт-критиков и профильных изданий. Если фотограф, например, вкладывает средства в саморекламу, то это означает, что интерес к его снимкам существует. Не секрет, что такая самореклама стоит немалых денег и уже само их наличие говорит о том, что автор относится к своей деятельности серьезно. В-третьих, это активность автора, его участие в культурной жизни общества, участие в выставках, различных акциях. Чем активнее мастер, тем большее количество людей знает и ценит его работы. Стоит следить за тем, как часто художник «выставляется», любит ли посещать выставки коллег и покупает ли их картины, участвует ли в международных проектах. В-четвертых, стоимость предмета искусства должна быть прозрачной. Продавец обязан дать четкое объяснение цены, за которую он желает уступить этот предмет. Впрочем, этот пункт весьма спорный. Все-таки произведения искусства не имеют какой-то «номинальной» стоимости. Цена на них — понятие субъективное, которое зависит от моды, вкусов и восприятия людей. А они весьма и весьма изменчивы. В-пятых, необходимо добиться от продавца прогноза инвестиционной перспективы предмета. Он также должен объяснить, на основании чего был сделан этот прогноз. И последнее — покупатель должен быть абсолютно уверен, что приобретает ликвидное произведение, которое может продать в любой момент. Причем по цене не ниже той, за которую он его купил. К тому же стоит помнить, что нынешняя популярность художника не всегда означает, что он будет так же востребован в будущем. Ведь мода — понятие относительное, а вкусы и восприятия людей непредсказуемы.

Искусство в движении

Транспортировка и перевоз приобретенного произведения искусства через границу — удовольствие не из дешевых. До недавнего времени специальный сбор за право вывоза культурных ценностей не взимался, но ситуация изменилась после того, как Украина начала принимать законы, необходимые для вступления во Всемирную торговую организацию (ВТО). Теперь арт-инвестору придется уплачивать госпошлину в следующих размерах: 1. За право вывоза культурных ценностей, созданных – более 50 лет назад — 10 % их стоимости; – 50 и менее лет назад — 5 %. 2. За право временного вывоза культурных ценностей (на выставку и пр.) — 0,01 % стоимости.

За основу начисления пошлины будет приниматься рыночная стоимость культурных ценностей, указанная в заявлении собственника.

Без уплаты таможенных пошлин и налогов физические лица могут ввозить культурные ценности при условии их письменного декларирования, а также специальной регистрации на границе. Страховка при ввозе-вывозе произведений искусства — необязательна.

Источник: www.dengi-ua.com
Просмотров: 391 | Добавил: crealog | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: