Главная » 2013 » Ноябрь » 22 » Совет. Как стать Арт-Инвестором
19:42
Совет. Как стать Арт-Инвестором
Падение доходности от традиционных финансовых инструментов заставляет инвесторов искать альтернативные способы вложения средств. Так, по данным британского фонда Wine Asset Managers, за последние годы вложения в коллекционные вина приносили инвесторам гораздо большую прибыль, чем вложения в фондовый рынок.


Есть, впрочем, и менее экзотические варианты, например, покупка предметов искусства.  При ярко выраженном дефиците работ старых мастеров эксперты советуют приобретать картины современных российских авторов. Стоимость их работ еще во многом недооценена, да и порог входа не слишком высок.

Нынешний бешеный спрос на рынке предметов искусства наперекор базовым экономическим законам отнюдь не стимулирует скудное предложение. Классики, "околоклассики", художники конца XIX века, представители Серебряного века, русский авангард - в большинстве своем их произведения находятся либо в музеях, либо в частных коллекциях.

На аукционы и в галереи попадает от силы 5% работ. Топовые предметы русских художников на западных аукционах уходят по баснословным ценам. Так, в 2007 году за $9,7 млн. была продана картина Натальи Гончаровой "Сбор яблок", немногим дешевле реализуются и другие представители русского авангарда.

Такая дороговизна сразу отсекает подавляющую часть потенциальных инвесторов. Желающим поиграть на арт-рынке, но имеющим сравнительно небольшие накопления ($50-100 тыс.) остается единственная возможность - вложения в современных авторов.

Купил работу такого художника - и жди, пока цена подрастет. Ведь когда-то и работы сегодняшних ценовых рекордсменов стоили вполне адекватных денег. Например, за картину Эрика Булатова "Слава КПСС" больше 20 лет назад просили $30 тыс., а в 2008 году она была продана за $2 млн.

Искусство при жизни

Современное искусство (contemporary art, СА) включает множество жанров и направлений. На выставках первые места в экспозициях занимают фотография, видеоарт и всевозможные инсталляции. Однако именно классические формы изобразительного искусства (живопись, графика) по причине своей нетиражируемости и отчасти предсказуемой художественной ценности в перспективе обладают наибольшим потенциалом роста стоимости.

Если совсем упростить определение contemporary art, то это произведения искусства ныне живущих авторов. Даже если художник не станет знаменитым при жизни (на что помимо таланта есть еще и воля случая), то после его смерти качественная картина почти гарантированно поднимется в цене. Правда, лишь спустя несколько десятков лет.

Каждый год художественные школы и профильные высшие учебные заведения выпускают огромное число так или иначе умеющих обращаться с кистью и карандашом людей. Прибавьте к этому талантливых самоучек и заблудших бездарей и получите реальную картину современного арт-рынка, где, из-за дефицита качественных произведений, "выстреливают" единицы.

Найти среди этого многообразия "своего" автора и с наименьшим риском инвестировать деньги невероятно сложно. Чтобы начать разбираться в живописи и зарабатывать на этом, придется в поисках новых имен ездить по российским и международным выставкам и музеям, читать книги, каталоги, специализированную периодику, тусоваться, заводить знакомства, посещать галереи, мастерские и даже художественные вузы.

Эксперты предупреждают: лишь единицы могут успешно инвестировать в арт-рынок. "Чаще всего люди, которые занимаются именно инвестированием, прогорают, - рассказывает владелец галереи "Триумф" Емельян Захаров. - Они не любят искусство, они любят деньги. Бывает, люди покупают одну картину - успешно, две, три, пять - успешно. А потом человек входит в раж и начинает мести дорогой мусор, которого довольно много на рынке".

Дорогой арт-инвестора

Основные места для общего знакомства с именами современных художников и их творчеством - различные биеннале. Если возникнет желание, там же можно и приобрести приглянувшуюся вещь. На прошлогоднем венецианском форуме современного искусства русская экспозиция пользовалась немалой популярностью.

Актуальное искусство России там представляли художники Александр Виноградов, Владимир Дубоссарский, Валерий Кошляков, Юрий Лейдерман, Виктор Пивоваров, Сергей Шутов. Направление авангарда второй волны 1960-1970-х годов было представлено работами известных у нас и за рубежом Анатолия Зверева, Ильи Кабакова, Виталия Комара, Дмитрия Краснопевцева, Александра Меламеда, Владимира Немухина, Оскара Рабина, Олега Целкова, Михаила Шварцмана, Марлена Шпиндлера, Эдуарда Штейнберга, Владимира Яковлева.

Почти все перечисленные авторы уже хорошо известны, а их работы дороги. Для вложений в их произведения потребуются несколько сотен тысяч долларов. Некоторые из картин этих художников пробивали на аукционных торгах психологическую отметку $1 млн., другие устойчиво торгуются выше $100 тыс. Среди перспективных с точки зрения инвестиций художников-современников специалисты упоминают Павла Рябинского, Бориса Ведерникова, Григория Чайникова, Николая Третьякова, Валерия Кошлякова, Игоря Макаревича, Константина Звездочетова.

Авторы работают в разных жанрах, большинству из них уже около или за 40 лет, они достаточно раскручены в арт-тусовке, многие уже выставлялись на западных аукционах.

Еще один вариант поиска картин современных авторов - галереи и аукционы. Есть раскрученные - Stella Art Gallery, галереи Марата Гельмана и Айдан Салаховой, аукционный дом "Гелос". В том же "Гелосе" в месяц проводится до десяти самых разнообразных аукционов, в том числе по живописи.

Чтобы принять участие в очных торгах, потребуется либо официально зарегистрироваться, раскрыв свое имя, либо внести залог ($500). Покупка картины на аукционе может оказаться на 10-15% дороже, чем у частных владельцев, зато устроители аукциона гарантируют подлинность предметов.

В Москве и Питере есть и множество мелких частных арт-лавочек. Нельзя исключать, что "своего" автора получится найти именно в них и не так дорого, как в брендовой галерее. Правда, вопрос цены очень субъективный: редко когда кто-то из галеристов расскажет вам о стоимости своих произведений в телефонной беседе либо разместит прайс на сайте.

"Цена договорная", - гласят практически все ссылки на выставленные предметы искусства. Арт-рынок больше похож на базар, где тонкий психолог-продавец, оценив ваш внешний вид и предположительную глубину кошелька, назовет цену. Этим и опасен самостоятельный арт-шопинг. Мало того что купите дорого, так еще окажется, что вы приобрели заведомый неликвид.

"Приходит ко мне молодой художник, приносит большой холст, на котором написана кривая новогодняя елка, - делится опытом владелец галереи "Триумф" Емельян Захаров. - За такую картину в Суриковском училище поставили бы тройку с минусом. Просит за картину $17 тыс. Почему столько, спрашиваю. А он: "На рынке все сейчас дорого". Вот так люди поднимают рынок, но потом на нем закономерно произойдет коррекция, и все дерьмо вновь подешевеет".

При опасениях купить неликвид стоит обратить внимание на зарубежные аукционы, которые уже не один год устраивают торги русским современным искусством. Средняя стоимость лота на таких торгах на Sotheby`s в 2007 году составила $28,9 тыс., в этом году - $35,9 тыс.

 Если в 2007 году самый дорогой лот (картина Евгения Чубарова) был продан за $288 тыс., то год спустя картина Олега Васильева ушла уже за $468,5 тыс.. Впрочем, обладать сотнями тысяч фунтов не обязательно: подавляющее большинство выставленных на торги картин были проданы в ценовом диапазоне от $4 тыс. до $30 тыс.

Выращиваем "своего" художника

Те, кто желает серьезно инвестировать в искусство, часто занимаются продюсированием талантливого художника. При наличии вкуса и понимания технологии маркетинга повысить стоимость работ того или иного автора вполне реально. Правда, есть маленький нюанс: на это тоже необходимы деньги. Уйти на раскрутку могут годы и тысячи долларов, но кто даст гарантию, что молодое дарование понравится не только вам?

Емельян Захаров приводит успешный пример такой раскрутки: "Я стал работать с объединением художников АЕС + Ф четыре года назад, стоили они тогда сравнительно недорого. Мне понравилось их творчество, и я занялся их выставками, показами в музеях. Сегодня их искусство по-прежнему недооценено, однако стоимость работ выросла в десять раз.

Недавно на Sotheby`s их скульптура продалась за $100 тыс.". Специалисты допускают, что в частных коллекциях могут находиться превосходные работы совершенно неизвестных авторов, которые никогда и нигде не выставлялись. При грамотном, а главное своевременном продюсировании они могли бы быть хорошо оценены рынком.

Не стоит забывать, что на рынке вы не одни, есть масса профессионалов, которые также хотели бы открыть перспективного автора. И у галеристов ресурсы и возможности для раскрутки несопоставимы с вашими. Более того, они могут даже из посредственности сделать звезду. Некоторые из них так и поступают, выставляя картины авторов средней руки за совершенно баснословные деньги.

Страна советов

Самостоятельно приобрести картину сегодня труда не составляет, было бы желание и деньги. Если же вы замахнулись на какое-то произведение из частной коллекции, но владелец - человек непубличный, то есть два сценария. Либо придется заводить нужные знакомства и вливаться в тусовку, либо обращаться к профессиональному посреднику - дилеру.

 Смысл в привлечении консультантов для составления портфеля или для изучения рынка есть лишь при инвестировании более $100 тыс. при условии, что вы ничего не понимаете в этом и понимать не хотите. Как правило, дилеры берут себе в качестве комиссии 1-2% от суммы приобретаемого для вас предмета или коллекции.

Консультант, если он не просто формально отрабатывает свою комиссию, постарается рекомендовать вам художника с именем, чтобы минимизировать риск "невыстрела". Но такие художники стоят дороже, они "светятся" на выставках, о них пишут специализированные журналы.

Покупать же "что нравится" - это сродни приобретению "мусорных" облигаций: большие риски, но и потенциал роста сотни процентов. Если же талант сгорит на старте, так и не взлетев, картины, по крайней мере, будут украшать интерьер и радовать глаз.

К посредникам можно отнести и банки с инвесткомпаниями. Некоторые из них пытаются играть в арт-банкинг, предлагая своим клиентам инвестиции в искусство в рамках программ private banking. Кстати, интерес со стороны клиентов, по словам самих финансистов, немалый.

Финансовые компании, как правило, не держат штат художественных консультантов и аналитиков, а предпочитают обращаться за помощью к профессионалам. В большинстве случаев клиенту посоветуют эксперта-галериста, который посодействует в подборе коллекции.

 Впрочем, это путь для коллекционера по-настоящему богатого. По словам главы компании "ОФГ Инвест" Андрея Подойницына, с инвесткомпаниями связываться стоит лишь при наличии сотен тысяч, а лучше миллионов долларов.

Стратегия успеха

Инвесторам в искусство эксперты советуют пользоваться простой формулой 10-10-10: для первых покупок нужно иметь хотя бы $10 тыс., в активе инвестора должно быть не менее десятка работ, а оптимальный срок вложений - десять лет.

Следуя этому рецепту, на формирование более или менее достойного портфеля придется выложить около $100 тыс. Если из десяти вещей некоторые упадут в цене, рост стоимости на остальные работы перекроет убытки.

Спросом в основном пользуются произведения в пределах $10 тыс., и покупаются они зачастую по принципу "милее сердцу". Кроме того, специалисты уверены, что живопись дешевле $2,5 тыс. не имеет инвестиционной перспективы. Можно затратить на коллекцию и меньше (до $50 тыс.), если игрок выберет иную стратегию.

К примеру, немалый инвестиционный потенциал может иметь покупка нескольких произведений, которые будут гармонично сочетаться между собой (по направлению, тематике, манере исполнения) и принадлежать кисти не слишком известных искушенной публике авторов. Такая грамотно и со вкусом подобранная коллекция всегда стоит дороже отдельных произведений.

Чего не скажешь о "бестолковом" собрании, где часть картин продается "в нагрузку": реализация такой коллекции вряд ли отобьет расходы ее владельца. Нельзя однозначно гарантировать определенную доходность предметов искусства, как и нельзя однозначно ответить на вопрос, что больше всего подорожает. Изъясняясь языком фондовых аналитиков, художественная ценность картины, талант художника - это хорошие фундаментальные показатели компании.

Однако как с корпорациями и их бумагами, так и с картинами могут происходить потрясения, которые невозможно предвидеть. Даже работы топовых живописцев проседают в цене. Таких примеров немало. Так, по данным журнала "Банки и деловой мир", картина Рубенса "Портрет неизвестного в костюме Марса" была куплена в 2000 году за $8,25 млн., а продана через два года на 25% дешевле ($6,19 млн). Покупка портрета Ренуара "Габриэль за туалетом" за восемь лет (с 1990 по 1998 год) принесла покупателю почти 70% убытков: с $9,68 млн. цена опустилась до $3,1 млн.

Ряд специалистов считают, что при грамотном инвестировании можно рассчитывать на удорожание своей коллекции на 12-15% в год. Важно лишь помнить, что ее быстрая реализации (фиксация прибыли) невозможна, на поиск покупателя через галерею или частного дилера уйдет неопределенное время, процесс выставления на аукцион также занимает не день и даже не месяц.

Юрий Коротецкий

Источник: Личные деньги http://www.pmoney.ru/
Просмотров: 403 | Добавил: crealog | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: